02 июня 2012

Джина хочу!

А оно, зеленое, пахучее, противное,
Прыгало по комнате, ходило ходуном,
А потом послышалось пенье заунывное,
И виденье оказалось грубым мужиком.
(Владимир Высоцкий - Песня про джинна)
***
В детстве я раз десять пересмотрел "Старика Хоттабыча"– любимейшая была картина. Правда, пионер этот, Волька, слегка раздражал, но зато сам джинн – очень нравился: симпатичный такой старикан, добрый и практически всемогущий. Трах-тибидох – и готово дело – дворец! Трах-тибидох – ковер-самолет! Эх, и завидовал я Вольке! Надо же, думал, такому дурачку счастье привалило, вот был бы я на его месте... Насмотревшись на экранные чудеса, я часами бродил по московским дворам – искал кувшин с чудесным стариком внутри. А однажды в каком-то комиссионном магазине с полчаса тер рукавом старый медный сосуд, все надеялся, что оттуда Хоттабыч вылезет. Ан нет – не появился бородатый старикан. В общем, разочаровался я в джиннах... Сказка – она и есть сказка: ложь и выдумка, никаких джиннов не существует. Только вот, оказывается, зря я так. Оказывается, джинны – это реальные существа. Во всяком случае, есть те, кто в этом практически не сомневается. Однако, все по порядку.
По Корану, джинны – это сверхъестественные существа из бездымного огня. Изначально Аллах сотворил три рода разумных существ: ангелов, созданных из света; джиннов, созданных из огня; и людей, созданных из земли. Между джиннами и людьми существует сходство: у тех и у других есть воля и возможность выбора между добром и злом. Но в целом сущность джинна иная, чем у человека. Само же слово "джинн" можно перевести как "невидимый", "скрытый". Космограф Аль Казвини писал, что "джинны – это воздушные существа с прозрачным телом, которые могут принимать различные формы". Сначала они являются в виде облаков или огромных, смутно очерченных столбов; затем уплотняются, и их форма становится видимой. Английский ориенталист Эдуард Уильям Лейн пишет, что, когда джинны принимают человеческий облик, они порой бывают гигантского размера, и "если они добрые, то, как правило, ослепительно прекрасны, а если злые, отвратительно безобразны". Добрые джинны часто принимают облик красивых женщин, а злые являются в обличье чудовищ с головой гиены и волчьими лапами вместо ног. Добрые, как считается, носят зеленые одежды, хотя наиболее благочестивые из них, так называемые "рахманиюн", облачены в белое; злые носят красное. Джинны предпочитают оставаться невидимыми, что им легко удается "благодаря быстрому расширению и разжижению частиц, из которых состоят", и тогда об их присутствии можно догадаться лишь по аромату корицы, который вдруг разливается в воздухе.
Джинны, как и люди, едят и пьют, но только пища их – кости и экскременты животных. Да и едят они левой рукой. Джинны могут жениться и размножаться. Живут они в безлюдных местах – в развалинах и на свалках; в банях; на кладбищах, а также там, где много грешат, например, на базарах. Могут жить и в домах. Нередко джины возносятся на низшее небо, где могут узнать о грядущих событиях. Поэтому они способны помогать предсказателям и колдунам. Царь Соломон (для мусульман – Сулейман ибн Дауда) повелевал целыми полчищами джиннов. Кстати, именно он заключал их внутрь сосудов за различные провинности.
Ученые полагают, что вера в джиннов – это отголоски языческого многобожия. Однако не все согласны с тем, что джинны – "отголоски" языческих верований. Так, например, автор книги "Джинны: миф и реальность" Алмаз Мухамади уверен, что джинны – это вовсе не вымысел. По мнению Мухамади, джинны были первым народом, населявшим нашу планету. У них была своя высокоразвитая цивилизация, нации, правительства, государства, армия, религия, искусство... но все это пришло в упадок и разрушилось с появлением человека. Однако автор книги уверен, что джинны живут на Земле до сих пор, только прячутся от людей. Тем, кто в это не верит, Мухамади советует "хотя бы полистать Коран", ибо оттуда можно узнать "о реальных джиннах, об их взаимоотношениях между собой и людьми". Это мнение разделяют и некоторые другие исследователи мифов. Например, казанский историк и исламовед Наил Гариф считает книгу Алмаза Мухамади первым "научным повествованием" по исламской и татарской мифологии.
В общем, получается, напрасно я в джиннов перестал верить. Правда, существа, о которых мы тут писали, мало напоминают благообразного старика Хоттабыча. Так что, если найдете старинный кувшин, не спешите открывать – мало ли кто из него просочится. К тому же попытки подчинить себе джиннов редко заканчивались удачно, хотя различные руководства по покорению этих существ в арабском мире популярны и по сию пору.
Autor-anonimo - quien sabe su nombre, por favor, avisa me... 
***
- Джина хочу! - загадал свое следующее желание пионер Волька.
-Эх-хе-хе! Позор на мою старую лысую голову! - жалобно запричиталХоттабыч, но всё-таки спустил шаровары и стал в недвусмысленную позу.
- Да-а-а… Можжевеловой водки на Древнем Востоке еще не было! - сделал логический вывод Волька.
***

Комментариев нет:

Отправить комментарий