pollo-imagen-animada-0017gallo-imagen-animada-0006pajaro-y-ave-imagen-animada-0243gallo-imagen-animada-0017pollito-y-polluelo-imagen-animada-0031pollo-imagen-animada-0131pollo-imagen-animada-0165pollito-y-polluelo-imagen-animada-0071
ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРЕКРАСНАЯ ЖЕНА, ОФИГИТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВНИЦА, КРУТАЯ ТАЧКА, НЕТ ПРОБЛЕМ С ВЛАСТЯМИ И НАЛОГОВЫМИ СЛУЖБАМИ, А КОГДА ТЫ ВЫХОДИШЬ НА УЛИЦУ, ВСЕГДА СВЕТИТ СОЛНЦЕ И ПРОХОЖИЕ ТЕБЕ УЛЫБАЮТСЯ – СКАЖИ, «НЕТ» НАРКОТИКАМ…


05 июня 2009

Людмиле Зыкиной — 80!


Заветное желание королевы

Людмиле Зыкиной — 80!

Ее жизнь текла так же широко и величаво, как могучая Волга, о которой она столько пела.
Звания и награды сыпались как из рога изобилия: она и народная артистка СССР, и Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, французского ордена «За культурное воспитание молодежи». Всего не перечесть. На слухи и шепот за спиной, которых тоже было предостаточно, никогда не обращала внимания. Была выше этого. За мощь, величие и доброе сердце Людмилу Зыкину назвали королевой русской песни. А такими титулами направо-налево не разбрасываются.
10 июня Людмиле Георгиевне исполнится 80 лет.
А уже 12 июня певица и ее ансамбль «Россия» отправляются в юбилейный тур по стране, который откроется концертом во Владивостоке. Благовещенск и Чита, Улан-Удэ и Иркутск, Кемерово, Ижевск и еще десятки российских городов встретят легенду советской сцены полными залами. Ведь через много лет слова «А я Зыкину видел» будут вызывать благоговения не меньше, чем сказанное сегодня: «А я Шульженко видел. И Шаляпина слышал»...
- Людмила Георгиевна, позвольте поздравить вас с наступающим днем рождения, пожелать сил, здоровья, творческого непокоя. С каким настроением вы подходите к этому дню?
- Настроение рабочее. Дни рождения — они ведь каждый год. Стараюсь по этому поводу не охать и не ахать. Для меня другое важно — голос не потерять, о людях думать, чтобы на мои выступления приходили зрители, чтобы были силы встретить их самой. Программа юбилейных концертов давно отрепетирована. Много старых любимых песен, но есть и совсем новые сюрпризы. К юбилею готовлюсь не только я, но и мой ансамбль «Россия». И все приятели, поэты и композиторы. У своих любимых друзей — Александры Пахмутовой и Николая Добронравова — попросила в подарок песню. Надеюсь, подарят. А еще мне к дню рождения преподнесли биографическую книгу «Я люблю вас», созданную на основе писем, которые присылали мне люди со всей страны. Я, если быть до конца откровенной, не очень люблю слушать о себе, но когда мне читали эту книгу, плакала. Потому что вся моя жизнь, она в письмах этих совершенно незнакомых, но таких родных моих слушателей. Рада, что поздравить меня приедут старые товарищи со всех концов бывшего Советского Союза, а также десятки фольклорных коллективов из Рязани, Воронежа, Оренбурга, Башкирии. В Первой студии Останкина будем чай пить, песни петь, о житье-бытье говорить.
- И вас наверняка в который уже раз попросят рассказать о встречах с «Битлз» и Марселем Марсо...
- Это точно, куда бы я ни пришла, меня всегда просят рассказать про знакомство с «Битлз». Дело было во время американских гастролей. Спустилась в гостинице к обеду. А мне говорят, мол, обернитесь, за соседним столиком сидит «ливерпульская четверка». Мне так захотелось с ними познакомиться! Оказалось, что и они меня узнали и тоже хотят быть представленными. Попросили спеть что-нибудь народное. Спела «Ивушку зеленую». Через два дня пригласили на свой концерт, и мы вместе пели «Калинку». А на прощание ребята подарили мне серебряный крестик. До сих пор всюду его с собой вожу. А с Марселем Марсо мы встретились в Париже, в 1964 году, во время концертов в «Олимпии» первого советского эстрадного десанта. Еще до начала представлений газеты обрушили на нас шквал критики. Как нас только не называли! До сих пор помню заголовок: «Мужик-холл» на сцене Мюзик-холла». Марсо потом честно признался, что никак не ожидал увидеть таких красивых, приятных женщин, которые еще и петь умеют. Но самый большой комплимент он сделал, сравнив меня с Эдит Пиаф.
- А ведь начало вашего пути было отнюдь не музыкальным, не блестящим и уж тем более не звездным.
- Какое там! Мне едва стукнуло 12, когда война началась. Вскоре я уже работала токарем на станкозаводе имени Орджоникидзе. Когда пришла устраиваться, была уверена, что токарь — это тот, кто электрический ток вырабатывает. Поставили меня к огромному обдирочному станку, полтора года я возле него провела. У нас был замечательный начальник цеха, пожалел он меня, перевел на другой станок, поменьше. Я и там план выполняла. Меня даже премировали — карточками на пять бутылок водки. Каждая такая карточка 500 рублей стоила. Я тут же побежала и один талончик обменяла на кусочек белого хлеба, маслице и щепотку сахара. Принесла домой, и мама долго не могла понять, откуда у меня такое богатство, потому что очень смутно представляла себе, что такое завод, производство, план. Она всю жизнь проработала нянечкой в больнице имени Кащенко.
- Мама тоже была певуньей?
- У нас вся семья пела. У отца был потрясающей красоты бас. У мамы — чистый высокий голос. Но самой главной певицей в нашем доме была бабушка Василиса. Наверное, не было таких песен, которых она бы не пела. Когда я пришла устраиваться в хор имени Пятницкого, меня спросили, какие песни знаю. «Да все знаю», — отвечаю. «Так уж и все! — не поверил тогдашний руководитель хора Владимир Захаров. — «Сад, ты мой сад» знаешь?» — «Конечно! — говорю. — Моя бабушка Василиса очень эту песню любит». — «Ну спой...» Ну спела... Владимир Григорьевич улыбнулся: «Молодец! Солисткой будешь! Может быть. Если будешь стараться и много петь». В хоре имени Пятницкого я проработала четыре года. Потом перешла в хор русской песни Всесоюзного радио и телевидения, к Анне Васильевне Рудневой и Николаю Васильевичу Кутузову. И там пела более 10 лет. Там, кстати, и нотную грамоту выучила. А потом в моей судьбе произошла знаменательная встреча. Я познакомилась с одним американским продюсером, который и подсказал мне идею создания собственного ансамбля. Поначалу нас было всего восемь человек. «Раздувать штат» было нельзя — мы много гастролировали по всему свету. Потом нас стало двенадцать. Затем пятнадцать. Так благодаря американцу появился на свет мой ансамбль «Россия».
- Вам нравится быть знаменитой?
- Хотите верьте — хотите нет, но я никогда о славе не думала, не думаю и думать не буду. Дураки те, кому она важна. Работать надо. Много работать. До пота. Учиться надо. Встречаться с хорошими людьми. Дружить с ними. Брать с них пример. Вот это мне нравится. А знаменитыми не мы становимся. Нас ими делают. Все вокруг говорят: «Зыкина — великая певица». А я вот 80 лет на свете прожила, а до сих пор знать не знаю и не понимаю, что значит быть великой. Мне некогда было думать об этом. Я постоянно новые песни разучивала. И теперь знаю более 2 тысяч песен. Только что выпустила антологию из 250 композиций, которые пела в разное время. Это очень хорошая музыка. А сколько всего осталось незаписанным? Еще больше! Очень надеюсь исправить эту несправедливость и до конца этого года записать еще много песен. А вообще, кем бы ты ни работал — токарем, швеей, артисткой, — ты должен быть востребован. Нужен людям. И я жива потому, что многим еще нужна.
- Людмила Георгиевна, вы не только певица, но еще и известный всей стране меценат и благотворитель. А у вас самой есть заветное желание?
- Очень хочу, чтобы мне подарили зал, где бы я могла показывать миру нашу замечательную талантливую молодежь: и балалаечников, и домристов, и гитаристов, и, конечно же, вокалистов. А еще чтецов. Очень люблю хорошую поэзию. Ведь талантливых ребят так много, но без денег ни на телевидение, ни в хорошие залы не пробьешься. Мне вот никто и никогда не мешал работать. Пела что хотела. О жизни, о любви. Так пусть и эти ребята поют.

Разве я многого прошу?


Зыкина Людмила Георгиевна

Зыкина Людмила Георгиевна – советская российская певица, всемирно известная исполнительница русских народных песен, художественный руководитель и солистка Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия», педагог, народная артистка СССР.
Родилась 10 июня 1929 года на окраине города Москвы в семье рабочих. Русская. С детства участвовала в самодеятельности, играла на баяне и гитаре, а её сольный дебют состоялся в возрасте шести лет.
К началу Великой Отечественной войны Зыкина успела окончить 4 класса. В 1941 году поступила ученицей токаря на московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе и с 1942 года работала токарем. Впоследствии стала ударницей, получила пятый разряд. Работу на заводе и учебу ей приходилось совмещать с дежурствами в госпитале имени А.В.Вишневского и работой швеи в больнице имени В.П.Кащенко.
В 1945 году работала и училась в школе рабочей молодежи.
В том же году после выступления на конкурсе она была принята в хор Русской народной песни имени М.Е.Пятницкого. Хор стал для нее настоящей певческой школой: искусствоведы отмечали, что от своих наставников Зыкина восприняла «эмоциональную сдержанность при исполнении народной песни».
Спустя некоторое время стала солировать в хоре, однако в 1949 году, после смерти матери, у певицы пропал голос.
Она была вынуждена уйти из хора, устроившись на работу в Первую образцовую типографию.
Через год голос к ней вернулся, и она устроилась на работу в хор русской песни Всесоюзного радио.
По мнению музыковедов, в этом хоре вокальная палитра Зыкиной обогатилась нюансировкой. В репертуаре певицы в тот период появились такие народные песни в свободной интерпретации, как «Вот мчится тройка удалая», «Вниз по Волге-реке», «Утушка луговая», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Под дугой колокольчик поет», «Матушка, что во поле пыльно», а также песни советских композиторов – «Снег седины», «Оборвалась тропинка у обрыва», «Не будите, журавли, вдов России», «Растет в Волгограде березка», «Помнят люди», «На побывку едет молодой моряк» и другие.
В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве, а в 1960 году – победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады. В том же году началась самостоятельная творческая деятельность певицы как солистки Москонцерта. К этому времени Зыкина, по словам критиков, сформировалась как «уникальная певица лирико-драматического плана, способная без видимого напряжения мастерски интерпретировать лирические, драматические, жанровые и обрядовые песни, а также исполнять сложнейшие вокально-симфонические произведения». Вместе с тем, Зыкина продолжала учиться.
В 1969 году она окончила Музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, а в 1977 году – Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
Зыкина много гастролировала по стране – выступала на Урале, в Сибири, на Камчатке и Дальнем Востоке и даже на Северном полюсе, где пела полярникам на дрейфующей льдине.
Не раз бывала она и за рубежом: в Германии, Японии, Корее, Австрии, Франции, Великобритании, США, Индии, Австралии и других странах.
О Зыкиной писали, что она сумела соединить в себе «невероятную популярность у простого народа и признание тонких ценителей высокой классики», «ее искусство отмечено искренностью, задушевностью, большой внутренней сосредоточенностью.
Голос певицы – сильный, глубокий, с богатой тембровой окраской, звучит широко и распевно».
Среди наиболее популярных песен, исполнявшихся Зыкиной, называли «Рязанские мадонны», «Оренбургский платок» и «Течет река Волга».
В 1973 году ей было присвоено звание «Народная артистка СССР». Ей также были присвоены почетные звания: «Народная артистка Азербайджанской ССР» (1973), «Народная артистка Удмурдской АССР» (1974), «Народная артистка Узбекской ССР» (1980), «Народная артистка Республики Марий Эл» (1997), Почетный профессор Государственного Оренбургского университета (1998), Почетный профессор Государственного областного Ленинградского университета (1999), академик гуманитарных наук Краснодарской Академии культуры (2000), Почетный профессор Московского государственного университета (2002).
В 1977 году Зыкина создала Государственный академический русский народный ансамбль «Россия».
Она также вела педагогическую деятельность – преподавала в Московском государственном институте культуры.
В 1989 году Госкомитет СССР по народному образованию присвоил Зыкиной ученое звание доцента (затем профессора) кафедры «Народный хор». Отмечалось, что многие из ее учеников стали лауреатами международных и российских конкурсов, заслуженными артистами и педагогами. Сама же она часто приглашалась в жюри фестивалей и конкурсов различных уровней как внутри страны, так и за рубежом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1987 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства художественному руководителю, солистке Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия» Зыкиной Людмиле Георгиевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 2004 году была выпушена антология вокального искусства Людмилы Зыкиной на 20 компакт-дисках.
В 2006 году Краснодарской консерватории присвоено имя Людмилы Зыкиной.
Живет в Москве.
Награждена советскими двумя орденами Ленина (8.06.1979, 4.09.1987), орденом «Знак Почёта» (1967), российскими орденом Святого апостола Андрея Первозванного (12.06.2004, № 11), орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (10.06.1999) и 3-й (25.03.1997) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1987), премии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (1998), премии «Овация» (1999, 2004).
Автор книг «Песня» и «На перекрестках встреч» (1988).
Ludmila Zykina - Людмила Зыкина - Заветное желание королевы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий